Вы здесь

Оценка эффективности деятельности классного руководителя: основные подходы и методика

-A A +A
Версия для печати
Журнал «Воспитание школьников» № 10, 2010г.
М. П. Нечаев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, заведующий кафедрой воспитательных систем Педагогической академии Московской области
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДИКА
Ключевые слова:
оценка эффектив­ности деятель­ности классных руководителей, показатели ре­зультативности деятельности классных руководи­телей
Классный руководитель с первых дней сво­ей работы оказывается включенным во все многообразие проблем целостного педагогиче­ского процесса. Ему необходимо быстро ориен­тироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. Современный воспи­татель должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника. От качества его профес­сиональной деятельности во многом зависит и качество воспитательной системы образо­вательного учреждения. Целью нашей статьи является раскрытие основных подходов и ме­тодики оценки эффективности деятельности классного руководителя, поскольку на сегод­няшний день это весьма актуальная и в то же время сложная управленческая задача.
В «Методических рекомендациях об осу­ществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государствен­ных общеобразовательных учреждений субъ­ектов Российской Федерации и муниципаль­ных общеобразовательных учреждений» (при­каз Минобразования России от 3 февраля 2006 г. № 21) отмечается, что эффективность осущест­вления функций классного руководителя мож­но оценивать на основании двух групп крите­риев: деятельности и результативности.
Эта идея составила основу определения по­казателей оценки эффективности деятельно­сти классных руководителей. В первую группу, «Показатели деятельности классных руково­дителей», нами включены измерители, позво­ляющие оценить реализацию управленческих функций классного руководителя, а во вторую, «Показатели результативности деятельности классных руководителей», — измерители, позволяющие оценить уровень, которого достигают обучающиеся в своем соци­альном развитии и воспитательная система класса в целом.
Рассмотрим непосредственно мето­дику оценки эффективности деятель­ности классных руководителей.
Цель: определить эффективность деятельности классных руководителей и выявить показатели, максимально повлиявшие на эту эффективность.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе (0, 1 и 2 бал­ла) согласно критериям оценивания (см. табл. 2).
Эффективность деятельности клас­сного руководителя рассчитывается по следующей формуле:
Эффективность деятельности классного руководителя = факт  • 100%,  
                                                                                                        ∑ max
где ∑ факт — суммарное количество баллов по всем показателям; max — количество по­казателей, умноженное на два ( max = 16 • 2 = 32). Полученный ре­зультат оформляется в виде таблицы «Анализ деятельности классных ру­ководителей» (см. табл. 3) для под­счета суммарного балла по всем по­казателям и определения эффектив­ности деятельности классного руко­водителя.
Обработка результатов:
•   высокая   эффективность   (опти­мальный уровень) — 100 - 85%;
•   средняя   эффективность   (допу­стимый уровень) — 84 - 60%;
•   низкая эффективность (критиче­ский уровень) — 59 - 50%;
•   очень низкая эффективность (не­допустимый уровень) < 50%.
Эффективность деятельности классных руководителей по образо­вательному учреждению в целом рас­считывается как среднее арифметическое эффективностей деятельности каждого классного руководителя.
Полученные данные можно пред­ставить также в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси орди­нат — полученные баллы. Это будет хорошее подспорье для определения направлений дальнейшей методиче­ской работы с классными руководите­лями.
Заключение по анализу эффек­тивности деятельности классных руководителей оформляется в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает нали­чие трех частей — вводной, основной и итоговой.
Во вводной части справки описы­ваются цели сбора информации и про­грамма изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки про­водилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.
В основной части справки подроб­но (по каждому пункту программы) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качествен­ная) с обоснованием суждений и вы­водов. Более того, в этой части не­обходимо не только оценить резуль­таты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т. е. осуществить анализ по формуле «результат -> факторы -> причины».
В итоговой части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо ре­шить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт от­рицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положи­тельный).
Таким образом, анализ завершает­ся синтезированием, позволяющим познать целое, в результате чего фор­мулируются окончательные выводы, аргументированные    объективными данными.
Надеемся, что наши предложе­ния окажут действенную помощь в управлении качеством воспита­тельного процесса, как в классе, так и образовательном учреждении в це­лом.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности деятельности классных руководителей

Показатель оценки

Содержание оценки

Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях

 

1. Показатели деятельности классных руководителей

 

1.1. Нормативно-пра­вовое обеспечение воспитательного процесса

Оценивается наличие локальных актов, обеспечивающих деятельность классных руководителей

Локальные акты образовательного учреждения, определяющие прин­ципы воспитательной деятельности классных руководителей (положе­ния, приказы, инструкции и др.)

 

1.2. Планирование воспитательной деятельности в клас­сном коллективе

Оценивается качество планирования воспитательной деятельности классных руководителей

Годовые планы работы классных руководителей, общешкольный план воспитательной работы

 

1.3. Система внутришкольного контроля за воспи­тательной деятель­ностью в классном коллективе

Оцениваются качество планирования и ор­ганизации внутришкольного контроля за воспитательной работой в классе, система оценивания деятельности классных руко­водителей

Общешкольный план внутришколь­ного контроля за воспитательной работой, результаты мониторинга деятельности классных руководи­телей

 

1.4. Анализ воспи­тательной деятель­ности в классном коллективе

Оцениваются качество анализа воспита­тельной деятельности в классе, система пе­дагогического мониторинга в управлении качеством воспитательного процесса

Итоговые (годовые) анализы работы классных руководителей, обще­школьный анализ воспитательной работы

 

Показатель оценки

Содержание оценки

Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях

 

1.5. Кадровое обе­спечение воспита­тельного процесса

Оцениваются подбор, расстановка, мо­ральное и материальное стимулирование педагогических работников системы воспи­тания, организация методической работы с классными руководителями

Сведения о педагогических кадрах, документация методического объ­единения классных руководителей

 

1.6. Материально-техническое обеспе­чение воспитатель­ного процесса

Оцениваются наличие и состояние материально-технического обеспечения регулярных воспитательных мероприятий, соответствующего их целям и задачам, уста­новленным в годовом плане работы

Результаты инвентаризации, годовая циклограмма воспитательных меро­приятий

 

2. Показатели результативности деятельности классных руководителей

 

2.1. Уровень воспи­танности учащихся

Оцениваются система оценивания воспи­танности учащихся, результаты диагностики воспитанности и их динамика

Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся, карты на­блюдения за учащимися

 

2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся

Оцениваются система здоровьесберегающей деятельности в ученическом коллек­тиве, система обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся, результаты мониторинга здоровья воспитанников

Результаты мониторинга здоровья, карты наблюдения за учащимися

 

2.3. Профилактика правонарушений

Оцениваются система деятельности клас­сного руководителя по профилактике правонарушений, отклоняющегося поведе­ния учащихся и ее результативность

Сведения об учащихся, состоящих на внешнем и внутришкольном учете

 

2.4. Занятость учащихся во внеурочной деятель­ности и досуговой организованной активности

Оцениваются система организации внеурочной деятельности в классном коллективе, ее разнообразие; количество и качество проведенных воспитательных мероприятий; процент охвата учащихся

Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей, ста­тистические данные о проведенных воспитательных мероприятиях

 

2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования

Оцениваются система дополнительного образования в школе и процент охвата учащихся

Программы дополнительного об­разования, журналы учеты работы кружков и секций

 

2.6. Организация классного учениче­ского самоуправ­ления

Оценивается система ученического са­моуправления в классе: структура, процент охвата учащихся и результативность

Структура системы школьного са­моуправления

 

2.7. Организация работы с родителями учащихся

Оцениваются организационная культура взаимодействия с родителями учащихся, работа с неблагополучными семьями, степень удовлетворенности родителей ор­ганизацией жизнедеятельности учащихся

График и тематика родительских со­браний, результаты анкетирования родителей

 

2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями

Оцениваются реализация средового под­хода к воспитанию, использование воспита­тельных возможностей социума

Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей

 

Показатель оценки

Содержание оценки

Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях

2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе

Оцениваются стиль отношений в классном коллективе, стиль классного руководства, система деятельности классного руководи­теля по предупреждению конфликтов и ее результативность

Результаты анкетирования учащихся и родителей

2.10. Результатив­ность инновацион­ной деятельности в сфере воспитания

Оцениваются опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность классно­го руководителя, ее результативность

Портфолио классного руководителя, методические разработки

 
Таблица 2
Критерии оценивания
Показатель
«2» Требование выполнено на оптимальном уровне
«1» Есть резервы или недостатки при выполне­нии требования
«0» Требование практически не выполнено
1. Показатели деятельности классных руководителей
1.1. Нор-
мативно-
правовое
обеспечение
воспитатель-
ного про-
цесса
Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей. Имеется концепция
воспитательной системы класса.
Определена система мониторинга
эффективности деятельности классного руководителя
Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном
коллективе или в основном
регламентированы. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность
классных руководителей
Воспитательный
процесс в классном
коллективе недоста-
точно регламентиро-
ван. Локальные акты,
обеспечивающие
деятельность классных руководителей,
отсутствуют
1.2. Плани­рование вос­питательной деятельности в классном коллективе
Планирование воспитательной деятельности в классном коллекти­ве осуществляется в соответствии с требованиями Минимального социального стандарта РФ (для ОУ, реализующих ФГОС I поколения) или Концепции духовно-нрав­ственного развития и воспитания личности гражданина России (для ОУ, реализующих ФГОС II поколе­ния). Воспитательная деятельность в классе планируется по всем видам воспитательной деятельности и на основе анализа воспитательной работы с использованием средств педагогической диагностики
Планирование воспита­тельной деятельности в классном коллективе осу­ществляется по ее основным видам.
Воспитательная деятель­ность в классе планируется на основе анализа воспита­тельной работы
Планирование вос­питательной деятель­ности в классном кол­лективе отсутствует или осуществляется формально, без учета анализа воспитатель­ной работы
1.3. Система внутри-школьного контроля за воспита­тельной дея­тельностью в классном коллективе
Существует целостная система внутришкольного контроля за воспита­тельной деятельностью в классном коллективе. Контроль осуществля­ется на диагностической основе всех субъектов воспитательного процесса. Наличествует комплекс­ная форма оценки деятельности классных руководителей
Внутришкольный кон­троль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществля­ется с использованием анкетирования учащихся и (или) родителей обучаю­щихся. Имеет место оценка деятельности классных руководителей
Внутришкольный контроль за вос­питательной деятель­ностью в классном коллективе осуществ­ляется бессистемно. Мнения учащихся и родителей обучаю­щихся не изучаются. Оценка деятельности классных руководите­лей отсутствует
1.4. Анализ воспита­тельной деятельности в классном коллективе
Анализ воспитательной деятель­ности в классном коллективе осуществляется с установлением причинно-следственных связей, т. е. связей между результатами и теми педагогическими явлениями, кото­рые привели к этим результатам. Результаты педагогического анализа являются основой для планиро­вания воспитательной работы на следующий период
Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе состоит в опи­сании осуществленной дея­тельности и ее результатов. Результаты педагогического анализа используются при планировании воспитатель­ной работы на следующий период
Анализ воспитатель­ной деятельности в классном коллек­тиве отсутствует или осуществляется бессистемно. Анализ воспитательной деятельности не связан с планирова­нием воспитательной работы на следующий период
1.5. Кадровое обеспечение воспита­тельного процесса
Классные руководители соответ­ствуют требованиям, предъявляе­мым к педагогическим работникам. Реализуется целостная система морального и материального стимулирования деятельности. Классные руководители активно участвуют в работе методического объединения
Классные руководители в основном соответствуют требованиям, предъяв­ляемым к педагогическим работникам. Имеет место моральное и материальное стимулирование. Создано методическое объединение классных руководителей
Классные руково­дители не в полной мере соответству­ют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Мораль­ное и материальное стимулирование не­достаточно. Методи­ческое объединение классных руководи­телей отсутствует или работает формально
Показатель
«2» Требование выполнено на оптимальном уровне
«1» — Есть резервы или недостатки при выполне­нии требования
«0» Требование практически не выполнено
1.6. Мате­риально-техническое обеспечение воспита­тельного процесса
Материально-техническое обеспе­чение регулярных воспитательных мероприятий соответствует целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является опти­мальным. Оборудование находится в хорошем состоянии
Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных меро­приятий соответствует целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является достаточным. Оборудование находится в удовлетворительном со­стоянии
Материально-техни­ческое обеспечение регулярных воспита­тельных мероприятий соответствует целям и задачам, установ­ленным в годовом плане работы, и яв­ляется недостаточ­ным. Оборудование требует ремонта или замены
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей
2.1. Уровень воспитанно­сти учащихся
В образовательном учреждении осуществляется диагностика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 75—100%. Наблюдаются положительная динамика или ста­бильность
В образовательном учрежде­нии осуществляется диагно­стика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с вы­соким уровнем воспитан­ности составляет 50—74%. Наблюдаются положительная динамика или стабильность
В образовательном учреждении диа­гностика уровня вос­питанности учащихся не осуществляется. Процент обучающих­ся с высоким уровнем воспитанности со­ставляет менее 50%. Имеют место отрица­тельная динамика или нестабильность
2.2. Обеспе­чение жизни и здоровья учащихся
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанни­ков. Наблюдаются положительная динамика или стабильность. Выпол­няются все требования безопасности в образовательном учреждении. Детский травматизм отсутствует
Здоровьесберегающая деятельность в образова­тельном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья вос­питанников. Имеет место тенденция к стабильности. Требования безопасности в образовательном учреж­дении выполняются. Детский травматизм носит единич­ный характер
Здоровьесбере­гающая деятельность в образовательном учреждении нужда­ется в улучшении. Мониторинг здоровья воспитанников не осуществляется или имеет место отри­цательная динамика. Наблюдаются незна­чительные нарушения требований безопас­ности в образова­тельном учреждении. Высокий уровень детского травматизма
2.3. Про­филактика правонару­шений
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ведется системно. На внешнем учете учащиеся класса не состоят. На внутришкольном учете учащиеся не состоят или имеет место положи­тельная динамика внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют
Профилактика правона­рушений в образовательном учреждении ведется целе­направленно. На внешнем учете состоят не более двух учащихся класса. Имеется положительная динамика снятия с внешнего и вну­тришкольного учета. Право­нарушения отсутствуют или носят единичный характер
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении нужда­ется в улучшении. На внешнем учете со­стоят более двух уча­щихся класса. Имеют место отрицательная динамика снятия с внешнего и вну­тришкольного учета, правонарушения
Показатель
«2» Требование выполнено на оптимальном уровне
«1» — Есть резервы или недостатки при выполне­нии требования
«0» Требование практически не выполнено
2.4. Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организован­ной актив­ности
Внеурочная деятельность учащихся организована на системном уровне. Формы воспитания разнообразны и включают все виды внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет 80—100%
Внеурочная деятельность учащихся организована на системном уровне. Формы воспитания разнообразны и включают основные виды внеучебной деятельно­сти воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе со­ставляет 60—79%
Внеурочная деятель­ность учащихся орга­низована. Классный руководитель исполь­зует 3—4 основные формы воспитания менее 5 видов внеучебной деятель­ности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет менее 60%
2.5. Занятость учащихся в системе дополнитель­ного образо­вания
Участие учащихся в системе допол­нительного образования в школе и внешкольных учреждениях организовано на системном уровне. Охват занятиями на постоянной основе составляет 75—100%
Организовано участие учащихся в системе до­полнительного образования в школе и внешкольных учреждениях. Охват заня­тиями на постоянной основе составляет 50—74%
Участие учащихся в системе до­полнительного образования в школе и внешкольных учреждениях орга­низуется в основном самостоятельно или с помощью родите­лей. Охват занятиями на постоянной осно­ве составляет менее 50%
2.6. Орга­низация классного ученического самоуправ­ления
В классе организована рациональ­ная система ученического само­управления. Преобладает демокра­тический стиль во взаимоотноше­ниях с учащимися. Коллективная творческая деятельность является основой в организации жизнедея­тельности учащихся
Соблюдается педагогиче­ский такт, осуществляется сотрудничество с учащи­мися. Большинство имеют разовые или постоянные поручения. Используется методика коллективной творческой деятельности
Преобладает авто­ритарный стиль во взаимоотношениях с учащимися. Недо­статочная помощь активу класса. Среди учащихся нет органи­заторов различных дел. Менее половины воспитанников имеют разовые или постоян­ные поручения
2.7. Органи­зация работы с родителями учащихся
Существует целостная система взаи­модействия с родителями учащихся. Используются разнообразные формы работы с родителями. Небла­гополучные семьи отсутствуют или имеется положительная динамика количества неблагополучных семей. Изучается мнение родителей уча­щихся. Родители удовлетворены ре­зультатами обучения и воспитания, активно участвуют в жизни школы
Организовано взаимо­действие с родителями учащихся. Используются разнообразные формы ра­боты с родителями. Имеется положительная динамика количества неблагопо­лучных семей. Изучается мнение родителей учащих­ся. Большинство из них в основном удовлетворено результатами обучения и воспитания, имеет место участие в жизни школы
Взаимодействие с ро­дителями учащихся нуждается в улучше­нии. Имеется отри­цательная динамика количества неблаго­получных семей. Более 20% родителей не удовлетворены ре­зультатами обучения и воспитания, уча­ствуют в жизни шко­лы неактивно. Имеют место конфликтные ситуации
Показатель
«2» Требование выполнено на оптимальном уровне
«1» — Есть резервы или недостатки при выполне­нии требования
«0» Требование практически не выполнено
2.8. Органи­зация работы в социуме и взаимодей­ствие с вне­школьными организация­ми
Классный руководитель оптимально использует воспитательные возмож­ности социума. Выстроена система отношений с социальными партне­рами. Средовой подход к воспита­нию реализуется в полной мере
Классный руководитель использует воспитатель­ные возможности социума, выстраивает отношения социального партнерства. Средовой подход к воспита­нию реализуется
Классный руководи­тель недостаточно полно использует воспитательные воз­можности социума. Средовой подход к воспитанию не реализуется или реа­лизуется не в полной мере
2.9. Социаль­но-психо­логический климат в классном коллективе
В классном коллективе комфортный психологический климат, стиль от­ношений демократический. Уровень сплоченности классного коллектива высокий. Конфликты в коллективе практически отсутствуют
В классном коллективе хороший психологический климат, стиль отношений в основном демократиче­ский. Классный коллектив сплочен. Конфликты в кол­лективе нечасты и благопо­лучно разрешаются
В классном коллек­тиве напряженный психологический кли­мат, стиль отношений неровный. Уровень сплоченности классного коллектива невысокий. Кон­фликты в коллективе достаточно часты
2.10. Резуль­тативность иннова­ционной деятельности в сфере вос­питания
Классный руководитель ведет ак­тивную опытно-экспериментальную работу, внедряет инновационные технологии воспитания, активно участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной дея­тельностью. Осуществляет диссеминацию передового педагогического опыта, имеет публикации
Классный руководитель ведет опытно-эксперимен­тальную работу, внедряет новые формы воспитания. Участвует в профессиональ­ных конкурсах, творческих мастерских, связанных с вос­питательной деятельностью
Классный руково­дитель не участвует в опытно-экспери­ментальной работе, связанной с воспита­тельной деятельно­стью. Педагогические исследования не проводятся или не­системны
 
Таблица 3
Анализ деятельности классных руководителей
Показатель
1а Ф.И.О.
16 Ф.И.О.
2а Ф.И.О.
26 Ф.И.О.
...
96 Ф.И.О.
10а Ф.И.О.
106
Ф.И.О.
11а Ф.И.О.
116 Ф.И.О.
«2» — требование выполнено; «1» есть резервы; «0» требование практически не выполнено
1. Показатели деятельности классных руководителей
1.1. Нормативно-правовое обеспече­ние воспитательного процесса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3. Система внутришкольного кон­троля за воспитательной деятельно­стью в классном коллективе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.4. Анализ воспитательной деятель­ности в классном коллективе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.5. Кадровое обеспечение воспита­тельного процесса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.6. Материально-техническое обе­спечение воспитательного процесса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей
2.1. Уровень воспитанности учащих­ся
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3. Профилактика правонарушений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.4. Занятость учащихся во вне­урочной деятельности и досуговой организованной активности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.6. Организация классного учениче­ского самоуправления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.7. Организация работы с родителя­ми учащихся
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.10. Результативность инноваци­онной деятельности в сфере вос­питания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Суммарный балл (∑ факт)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эффективность деятельности клас­сного руководителя в %
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.