Вы здесь
Оценка эффективности деятельности классного руководителя: основные подходы и методика
Показатель оценки | Содержание оценки | Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях | |
1. Показатели деятельности классных руководителей | |||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса | Оценивается наличие локальных актов, обеспечивающих деятельность классных руководителей | Локальные акты образовательного учреждения, определяющие принципы воспитательной деятельности классных руководителей (положения, приказы, инструкции и др.) | |
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе | Оценивается качество планирования воспитательной деятельности классных руководителей | Годовые планы работы классных руководителей, общешкольный план воспитательной работы | |
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе | Оцениваются качество планирования и организации внутришкольного контроля за воспитательной работой в классе, система оценивания деятельности классных руководителей | Общешкольный план внутришкольного контроля за воспитательной работой, результаты мониторинга деятельности классных руководителей | |
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе | Оцениваются качество анализа воспитательной деятельности в классе, система педагогического мониторинга в управлении качеством воспитательного процесса | Итоговые (годовые) анализы работы классных руководителей, общешкольный анализ воспитательной работы | |
Показатель оценки | Содержание оценки | Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях | |
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса | Оцениваются подбор, расстановка, моральное и материальное стимулирование педагогических работников системы воспитания, организация методической работы с классными руководителями | Сведения о педагогических кадрах, документация методического объединения классных руководителей | |
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса | Оцениваются наличие и состояние материально-технического обеспечения регулярных воспитательных мероприятий, соответствующего их целям и задачам, установленным в годовом плане работы | Результаты инвентаризации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий | |
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей | |||
2.1. Уровень воспитанности учащихся | Оцениваются система оценивания воспитанности учащихся, результаты диагностики воспитанности и их динамика | Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся, карты наблюдения за учащимися | |
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся | Оцениваются система здоровьесберегающей деятельности в ученическом коллективе, система обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся, результаты мониторинга здоровья воспитанников | Результаты мониторинга здоровья, карты наблюдения за учащимися | |
2.3. Профилактика правонарушений | Оцениваются система деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений, отклоняющегося поведения учащихся и ее результативность | Сведения об учащихся, состоящих на внешнем и внутришкольном учете | |
2.4. Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности | Оцениваются система организации внеурочной деятельности в классном коллективе, ее разнообразие; количество и качество проведенных воспитательных мероприятий; процент охвата учащихся | Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей, статистические данные о проведенных воспитательных мероприятиях | |
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования | Оцениваются система дополнительного образования в школе и процент охвата учащихся | Программы дополнительного образования, журналы учеты работы кружков и секций | |
2.6. Организация классного ученического самоуправления | Оценивается система ученического самоуправления в классе: структура, процент охвата учащихся и результативность | Структура системы школьного самоуправления | |
2.7. Организация работы с родителями учащихся | Оцениваются организационная культура взаимодействия с родителями учащихся, работа с неблагополучными семьями, степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности учащихся | График и тематика родительских собраний, результаты анкетирования родителей | |
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями | Оцениваются реализация средового подхода к воспитанию, использование воспитательных возможностей социума | Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей | |
Показатель оценки | Содержание оценки | Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях | |
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе | Оцениваются стиль отношений в классном коллективе, стиль классного руководства, система деятельности классного руководителя по предупреждению конфликтов и ее результативность | Результаты анкетирования учащихся и родителей | |
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания | Оцениваются опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность классного руководителя, ее результативность | Портфолио классного руководителя, методические разработки |
Показатель | «2» — Требование выполнено на оптимальном уровне | «1» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования | «0» — Требование практически не выполнено |
1. Показатели деятельности классных руководителей | |||
1.1. Нор- мативно- правовое обеспечение воспитатель- ного про- цесса | Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей. Имеется концепция воспитательной системы класса. Определена система мониторинга эффективности деятельности классного руководителя | Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе или в основном регламентированы. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей | Воспитательный процесс в классном коллективе недоста- точно регламентиро- ван. Локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей, отсутствуют |
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе | Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется в соответствии с требованиями Минимального социального стандарта РФ (для ОУ, реализующих ФГОС I поколения) или Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (для ОУ, реализующих ФГОС II поколения). Воспитательная деятельность в классе планируется по всем видам воспитательной деятельности и на основе анализа воспитательной работы с использованием средств педагогической диагностики | Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется по ее основным видам. Воспитательная деятельность в классе планируется на основе анализа воспитательной работы | Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе отсутствует или осуществляется формально, без учета анализа воспитательной работы |
1.3. Система внутри-школьного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе | Существует целостная система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе. Контроль осуществляется на диагностической основе всех субъектов воспитательного процесса. Наличествует комплексная форма оценки деятельности классных руководителей | Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется с использованием анкетирования учащихся и (или) родителей обучающихся. Имеет место оценка деятельности классных руководителей | Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется бессистемно. Мнения учащихся и родителей обучающихся не изучаются. Оценка деятельности классных руководителей отсутствует |
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе | Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется с установлением причинно-следственных связей, т. е. связей между результатами и теми педагогическими явлениями, которые привели к этим результатам. Результаты педагогического анализа являются основой для планирования воспитательной работы на следующий период | Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе состоит в описании осуществленной деятельности и ее результатов. Результаты педагогического анализа используются при планировании воспитательной работы на следующий период | Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе отсутствует или осуществляется бессистемно. Анализ воспитательной деятельности не связан с планированием воспитательной работы на следующий период |
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса | Классные руководители соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Реализуется целостная система морального и материального стимулирования деятельности. Классные руководители активно участвуют в работе методического объединения | Классные руководители в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Имеет место моральное и материальное стимулирование. Создано методическое объединение классных руководителей | Классные руководители не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Моральное и материальное стимулирование недостаточно. Методическое объединение классных руководителей отсутствует или работает формально |
Показатель | «2» — Требование выполнено на оптимальном уровне | «1» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования | «0» — Требование практически не выполнено |
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса | Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий соответствует целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является оптимальным. Оборудование находится в хорошем состоянии | Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий соответствует целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является достаточным. Оборудование находится в удовлетворительном состоянии | Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий соответствует целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является недостаточным. Оборудование требует ремонта или замены |
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей | |||
2.1. Уровень воспитанности учащихся | В образовательном учреждении осуществляется диагностика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 75—100%. Наблюдаются положительная динамика или стабильность | В образовательном учреждении осуществляется диагностика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 50—74%. Наблюдаются положительная динамика или стабильность | В образовательном учреждении диагностика уровня воспитанности учащихся не осуществляется. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет менее 50%. Имеют место отрицательная динамика или нестабильность |
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся | Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Наблюдаются положительная динамика или стабильность. Выполняются все требования безопасности в образовательном учреждении. Детский травматизм отсутствует | Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Имеет место тенденция к стабильности. Требования безопасности в образовательном учреждении выполняются. Детский травматизм носит единичный характер | Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении нуждается в улучшении. Мониторинг здоровья воспитанников не осуществляется или имеет место отрицательная динамика. Наблюдаются незначительные нарушения требований безопасности в образовательном учреждении. Высокий уровень детского травматизма |
2.3. Профилактика правонарушений | Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ведется системно. На внешнем учете учащиеся класса не состоят. На внутришкольном учете учащиеся не состоят или имеет место положительная динамика внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют | Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ведется целенаправленно. На внешнем учете состоят не более двух учащихся класса. Имеется положительная динамика снятия с внешнего и внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют или носят единичный характер | Профилактика правонарушений в образовательном учреждении нуждается в улучшении. На внешнем учете состоят более двух учащихся класса. Имеют место отрицательная динамика снятия с внешнего и внутришкольного учета, правонарушения |
Показатель | «2» — Требование выполнено на оптимальном уровне | «1» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования | «0» — Требование практически не выполнено |
2.4. Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности | Внеурочная деятельность учащихся организована на системном уровне. Формы воспитания разнообразны и включают все виды внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет 80—100% | Внеурочная деятельность учащихся организована на системном уровне. Формы воспитания разнообразны и включают основные виды внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет 60—79% | Внеурочная деятельность учащихся организована. Классный руководитель использует 3—4 основные формы воспитания менее 5 видов внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет менее 60% |
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования | Участие учащихся в системе дополнительного образования в школе и внешкольных учреждениях организовано на системном уровне. Охват занятиями на постоянной основе составляет 75—100% | Организовано участие учащихся в системе дополнительного образования в школе и внешкольных учреждениях. Охват занятиями на постоянной основе составляет 50—74% | Участие учащихся в системе дополнительного образования в школе и внешкольных учреждениях организуется в основном самостоятельно или с помощью родителей. Охват занятиями на постоянной основе составляет менее 50% |
2.6. Организация классного ученического самоуправления | В классе организована рациональная система ученического самоуправления. Преобладает демократический стиль во взаимоотношениях с учащимися. Коллективная творческая деятельность является основой в организации жизнедеятельности учащихся | Соблюдается педагогический такт, осуществляется сотрудничество с учащимися. Большинство имеют разовые или постоянные поручения. Используется методика коллективной творческой деятельности | Преобладает авторитарный стиль во взаимоотношениях с учащимися. Недостаточная помощь активу класса. Среди учащихся нет организаторов различных дел. Менее половины воспитанников имеют разовые или постоянные поручения |
2.7. Организация работы с родителями учащихся | Существует целостная система взаимодействия с родителями учащихся. Используются разнообразные формы работы с родителями. Неблагополучные семьи отсутствуют или имеется положительная динамика количества неблагополучных семей. Изучается мнение родителей учащихся. Родители удовлетворены результатами обучения и воспитания, активно участвуют в жизни школы | Организовано взаимодействие с родителями учащихся. Используются разнообразные формы работы с родителями. Имеется положительная динамика количества неблагополучных семей. Изучается мнение родителей учащихся. Большинство из них в основном удовлетворено результатами обучения и воспитания, имеет место участие в жизни школы | Взаимодействие с родителями учащихся нуждается в улучшении. Имеется отрицательная динамика количества неблагополучных семей. Более 20% родителей не удовлетворены результатами обучения и воспитания, участвуют в жизни школы неактивно. Имеют место конфликтные ситуации |
Показатель | «2» — Требование выполнено на оптимальном уровне | «1» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования | «0» — Требование практически не выполнено |
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями | Классный руководитель оптимально использует воспитательные возможности социума. Выстроена система отношений с социальными партнерами. Средовой подход к воспитанию реализуется в полной мере | Классный руководитель использует воспитательные возможности социума, выстраивает отношения социального партнерства. Средовой подход к воспитанию реализуется | Классный руководитель недостаточно полно использует воспитательные возможности социума. Средовой подход к воспитанию не реализуется или реализуется не в полной мере |
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе | В классном коллективе комфортный психологический климат, стиль отношений демократический. Уровень сплоченности классного коллектива высокий. Конфликты в коллективе практически отсутствуют | В классном коллективе хороший психологический климат, стиль отношений в основном демократический. Классный коллектив сплочен. Конфликты в коллективе нечасты и благополучно разрешаются | В классном коллективе напряженный психологический климат, стиль отношений неровный. Уровень сплоченности классного коллектива невысокий. Конфликты в коллективе достаточно часты |
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания | Классный руководитель ведет активную опытно-экспериментальную работу, внедряет инновационные технологии воспитания, активно участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью. Осуществляет диссеминацию передового педагогического опыта, имеет публикации | Классный руководитель ведет опытно-экспериментальную работу, внедряет новые формы воспитания. Участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью | Классный руководитель не участвует в опытно-экспериментальной работе, связанной с воспитательной деятельностью. Педагогические исследования не проводятся или несистемны |
Показатель | 1а Ф.И.О. | 16 Ф.И.О. | 2а Ф.И.О. | 26 Ф.И.О. | ... | 96 Ф.И.О. | 10а Ф.И.О. | 106 Ф.И.О. | 11а Ф.И.О. | 116 Ф.И.О. | |
«2» — требование выполнено; «1» — есть резервы; «0» — требование практически не выполнено | |||||||||||
1. Показатели деятельности классных руководителей | |||||||||||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса | |||||||||||
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе | |||||||||||
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе | |||||||||||
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе | |||||||||||
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса | |||||||||||
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса | |||||||||||
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей | |||||||||||
2.1. Уровень воспитанности учащихся | |||||||||||
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся | |||||||||||
2.3. Профилактика правонарушений | |||||||||||
2.4. Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности | |||||||||||
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования | |||||||||||
2.6. Организация классного ученического самоуправления | |||||||||||
2.7. Организация работы с родителями учащихся | |||||||||||
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями | |||||||||||
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе | |||||||||||
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания | |||||||||||
Суммарный балл (∑ факт) | |||||||||||
Эффективность деятельности классного руководителя в % | |||||||||||