Возможности социально-педагогического партнёрства в системе взаимодействия общего и дополнительного образования (из опыта работы детско-юношеской спортивной школы)
Перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. В этой связи приобщение школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом имеет огромное значение.
Важным шагом на этом пути стало введение третьего часа физической культурой в учебные планы школ..
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты поставил перед системой дополнительного образования задачи по обеспечению школьников дополнительным образованием (любой) в том числе физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности.
В Озерске функционируют 5 учреждений дополнительного образования детей, реализующих образовательные программы физкультурно-спортивной направленности. Важное место в этой системе занимает наша детско-юношеская спортивная школа.
В ДЮСШ трудятся высококвалифицированные специалисты: 95 процентов тренеров имеют высшее физкультурное образование.
В составе педагогического коллектива: Заслуженный работник физической культуры, два Заслуженных тренера России, шесть отличников физической культуры, Мастер спорта международного класса; девять мастеров спорта России.
Мы горды тем, что 16 тренеров – из 22 являются выпускниками нашей спортивной школы.
Мы развиваем семь олимпийских видов спорта.
Высока результативность ДЮСШ, о которой можно судить по количеству выполненных спортивных разрядов.
Мы гордимся личными достижениями воспитанников, которые на соревнованиях самого высокого уровня достойно представляют Озёрск, Челябинскую область, страну.
ДЮСШ - лауреат Всероссийского смотра-конкурса на лучшее учреждение физкультурно-спортивной направленности, обладатель Гранта Губернатора Челябинской области в 2007 году.
Но главное наше достижение в том, что более тысячи учащихся округа имеют возможность заниматься любимым видом спорта.
Такой большой охват детей не возможен без взаимодействия со школами, в которых они обучаются. Поэтому сотрудничество с образовательными учреждениями педагогический коллектив ДЮСШ рассматривает как приоритетное стратегическое направление развития. От эффективности данного взаимодействия зависит наполняемость учебных групп, посещаемость занятий, сохранность контингента обучающихся, а значит и результаты деятельности ДЮСШ.
Для привлечения учащихся к систематическим занятиям ФКиС в Озерске сформирована система партнёрских отношений ДЮСШ и школ, которая осуществляется по шести направлениям.
В рамках первого направления открыты группы начальной подготовки по лыжным гонкам в двух школах, группы по волейболу в трёх школах.
Преимущество организации работы ДЮСШ на базе конкретной школы бесспорно.
Во-первых, появляется возможность скоординировать учебную и внеурочную деятельность школьников, согласовав расписание занятий в школе и ДЮСШ, и тем самым обеспечить наиболее рациональное использование времени школьников.
Во-вторых, близость школы, на базе которой осуществляется учебно-тренировочная деятельность, и места проживания воспитанников позволяет организовать занятия в вечернее время суток и отвлечь детей и подростков от бесконтрольного и неорганизованного времяпрепровождения.
В-третьих, учебно-тренировочная работа в помещении школы обеспечивает непосредственный контакт тренера-преподавателя и классного руководителя. Кроме того, открывается возможность более тесного и конструктивного взаимодействия с родителями. Всё это оптимизирует воспитывающее и мотивирующее воздействие микросоциума на воспитанника и позволяет эффективно развивать личность ребёнка.
Второе направление. Ежедневно два образовательных учреждения «Лицей №23» и «Лицея № 39» проводят уроки ФК в наших специализированных залах.
Третье направление. Несмотря на критическую ситуацию в городе с бассейнами, реализуется программа «Обучение плаванию учащихся младших классов». Была организована доставка детей в плавательный бассейн автотранспортом ДЮСШ.
По окончании прошедшего учебного года более 700 учеников из 32 классов семи школ освоили основные способы плавания, укрепили здоровье, повысили двигательную активность.
Важнейшим направлением сотрудничества является - создание условий для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в отделении плавания занимается 6 детей-инвалидов. В 2011 году Анна Крившина стала победительницей Первенства России по плаванию среди слабовидящих детей.
Пятое направление. Совместное проведение спортивно-массовых мероприятий – это многолетняя, системная работа по популяризации развиваемых видов спорта среди школьников и выявление талантливых и спортивных ребят.
ДЮСШ традиционно проводит спортивные праздники. Самые яркие, совместные мероприятия на слайде:
- «День знаний» - праздник для пятиклассников с показательными выступлениями сильнейших спортсменов;
- «Я выбираю спорт» - для учащихся 7-х классов в рамках олимпиады «Здоровый мир»;
- Осенний семейный забег – популярность которого с каждым годом растёт. Так, в 2009 году стартовали 379 человек из 146 семей, а в 2010 - 474 человек из 192 семей, в 2011 – 730 человек из 287 семей.
- Спортивный праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» - для учащихся 1-х классов и их родителей.
Основным спортивным мероприятием, объединяющим школьников округа, является ежегодная городская Спартакиада, которая проходит в течение всего учебного года.
Число активных участников Спартакиадного движения растёт. В Программу Спартакиады ежегодно включаются новые виды спорта, расширяется возрастной диапазон участников. Судейство соревнований обеспечивают тренеры и учителя физической культуры.
Тренеры спортивной школы и учителя ФК совместно организуют подготовку школьных команд к соревнованиям областного уровня. Примером взаимодействия служит подготовка к многоступенчатым соревнованиям «Президентские состязания» и «Президентские игры», которые являются приоритетным направлением новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, особенно в преддверии Олимпиады – 2014 в Сочи.
Результатом стало успешное выступление в 2011 году двух школьных команд в этих соревнованиях. Так, одна из которых заняла 5-общекомандное место, а в плавании 1 место среди 16 команд Челябинской области.
Учитывая особую значимость вопросов формирования у обучающихся ценностей здорового образа жизни, актуальность проблемы совершенствования системы воспитания детей и подростков, в 2011 году спортивные школы реализовали новый совместный проект – муниципальный конкурс «Самый спортивный класс» в рамках Всероссийского фестиваля «Школа – территория здоровья». В конкурсе приняли участие 17 шестых классов, что составило 63 % от общего числа 6-х классов из 15 образовательных учреждений округа. Конкурс стал инструментом мониторинга школьной системы формирования здорового образа жизни в целом, позволил провести сравнительный анализ работы школ по нескольким критериям: посещаемость учащимися уроков физической культуры и качество обучения по этому предмету, занятость учащихся в спортивных секциях, проведение спортивных мероприятий в классе, в школе и проведение Дней здоровья, походов, экскурсий выходного дня, проведение тематических классных часов и тематических родительских собраний о здоровом образе жизни.
Шестое направление. Специалисты ДЮСШ оказывают поддержку городскому профессиональному объединению учителей физической культуры через различные формы методической работы: организация совместных заседаний методического объединения, разработка методических рекомендаций, планирование работы, общие семинары по организации и судейству соревнований, проведение муниципального и подготовка к областному этапу предметной олимпиады по физической культуре. В 2012 году двое учащихся школы № 30 стали призёрами областного этапа предметной олимпиады по физической культуре. С 2011 года активно функционирует городской электронный кабинет учителя как форма методической поддержки и обмена педагогическим опытом.
Вместе с тем, несмотря на системную работу ДЮСШ и школ по привлечению детей и подростков к занятиям ФКиС, желаемые результаты ещё не достигнуты. Уровень физического здоровья основной части детей школьного возраста остаётся низким. На наш взгляд, причины этого кроются в следующем:
- отсутствие традиций физического воспитания в семье;
- педагогические коллективы ДЮСШ и школ не пополняются молодыми кадрами;
- недостаточно современная материально-техническая база ДЮСШ и спортивная база школ, особенно школьных спортивных площадок, отсутствие специализированного транспорта в ДЮСШ для безопасной перевозки детей, отсутствие в полном объёме современного спортивного оборудования и инвентаря.
Следует отметить, что градообразующее предприятие ФГУП «ПО «Маяк» оказывает реальную поддержку по совершенствованию материально-технической базы всем озерским образовательным учреждениям: ежегодно 1 сентября дарит комплекты мячей, волейбольные сетки и т.д. В 2012 году в рамках данной поддержки ДЮСШ получили комплекты лыж, тем не менее, проблема отсутствия в полном объёме современного спортивного оборудования и инвентаря остаётся.
Для совершенствования системы физкультурно-спортивного воспитания мы определили некоторые перспективы совместной деятельности:
1.Разработка муниципальной программы развития физической культуры и школьного спорта в образовательных учреждениях.
2. Пропаганда двигательной активности и занятий спортом как основных составляющих здорового образа жизни через СМИ и внедрение новых видов соревнований с привлечением родителей школьников.
3.Увеличение числа спортивно-оздоровительных групп, групп начальной подготовки на базе общеобразовательных школ.
Тем не менее, единое образовательное пространство, возможность тесного сотрудничества педагогических коллективов ДЮСШ и общеобразовательных школ благоприятно влияют на общее развитие и воспитание учащихся Озерского городского округа, способствуют более эффективному привлечению детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укреплению их здоровья, а также профессиональной ориентации учащихся на педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта.