Вы здесь

Социальное и профессиональное развитие школьников в условиях учреждения дополнительного образования

-A A +A
Версия для печати

В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования». Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные потребности детей.

Педагогический коллектив Центра дополнительного образования «Дружба» при организации образовательного процесса  опирается на следующие принципы:

- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

- единство обучения, воспитания, развития;

- практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 Мы признаем уникальность и самоценность ребенка и педагога, их право на самореализацию; стремимся к личностно-равноправной позиции педагога и ребенка; ориентируемся на интересы воспитанника; развиваем в нем личность, достойную уважения.

В нашем Центре представлены разнообразные виды деятельности, создана особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия и свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности.

   Ребенок приходит в ЦДО «Дружба» по ряду причин. Среди них выделим следующие:

- досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени;

- компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;

- коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

- творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

- познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области, выходящих за рамки программ школьного образования;

- профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

Социальному и профессиональному воспитанию в ЦДО «Дружба» уделяется большое внимание.

Для социальной адаптации наших воспитанников важно то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

 Вопросам социальной адаптации мы начинаем уделять внимание при работе с самыми юными воспитанниками. В ЦДО реализуются два инновационных направления для детей 4-х – 7-ми лет.

Первое направление реализуется совместно с детским садом «Родничок». Усилия двух педагогических коллективов объединилось вокруг задач создания благоприятных условий для воспитания и обучения детей, укрепления их здоровья,  обеспечения интеллектуального, физического и личностного развития. Дошкольники организованно посещают занятия четырёх объединений Центра: «Хозяюшка» (педагог Шмырова М.В.), «Волшебная бумага» (педагог Дещеня Е.Г.), «Мастерская сюрпризов» (педагог Блинова А.К.), «Глинчик» (педагог Беломестных И.В.). После 3-х лет обучения детсадовские дети, став школьниками, как правило, вновь приходят в объединения ЦДО, пробуя себя в других объединениях.  

Второе направление реализуется совместно с  МБОУ СОШ №41 с 2011-2012 учебного года. В рамках организации внеурочной деятельности школьников ЦДО «Дружба» организует реализацию двух программ для первоклассников: «Хореография» и «Мастерская сюрпризов». Дети настолько адаптировались, что с удовольствием участвуют во всех массовых мероприятиях Центра. При подведении первых итогов работы в этом направлении мы получили от родителей заказ на организацию специальных занятий по развитию мелкой моторики младших школьников. В связи с этим планируем предложить дополнительно программы по декоративно-прикладному творчеству.

Примером социального движения в ЦДО стала творческая группа «Смайлики», которая после нескольких успешных выступлений не захотела уходить на прошлогодние летние каникулы! Вместе со своим педагогом Блиновой Августой  Константиновной летом 2011 года они совершили летний «Тур знакомств»:

-  участвовали в различных праздничных программах нашего поселка и г.Кыштыма (например, поучаствовали в игровой программе для детей из  малообеспеченных семей);

- посетили детей оздоровительного лагеря;

- особое внимание они уделили детскому дому г. Кыштыма.

   Многократные встречи в ходе этого «тура», общение по разным «детским» вопросам со сверстниками сделали свое дело: ребята решили заняться самоуправлением, а педагог поддержал их в этом. В сентябре к малышам присоединились старшие ребята (9-11-х классов). И с 1-ого сентября 2011г. в ЦДО организовалось новое объединение «САД» («Содружество активных детей»). Дети загорелись самоуправлением! И всё это происходило под чутким, ненавязчивым, уважительным «руководством» педагога  Блиновой А.К.

Стартом в работе нового общественного органа стал праздник «Открытие творческого сезона».

«Содружество активных детей» решило проводить заседания совета представителей всех объединений Центра, на котором поднимаются самые актуальные вопросы жизни ЦДО; выпускать газету «ОКО» («Отличная КОманда»); проводить «Радио-праздники» с помощью установленной самими старшеклассниками радиоаппаратуры.

В ходе развития самоуправления в ЦДО за год стали заметны важные изменения: улучшились межличностные отношения среди обучающихся; увеличилось желание ребят принимать участие во всех мероприятиях; заметно вырос авторитет старших ребят у малышей.

Не меньшее значение для школьников имеет проблема профессионального самоопределения. Задача нашего учреждения дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. На сегодняшний день у семи педагогов и тренеров-преподавателей есть «последователи» в профессии из числа выпускников. За 14 лет работы Центра 21 выпускник избрал свою профессию по направлению, которым занимался в ЦДО.

Последние четыре года самую большую популярность в Центре имеют элективные курсы «Информатика и ИКТ» в рамках «Школьного университета» при Томском государственном университете. Преподавание ведет педагог дополнительного образования Николай Александрович Шерстобитов. Здесь представлены 16 учебных курсов по 5-ти содержательным линиям: информационные технологии,  офисные технологии,  программирование,  компьютерная графика и дизайн,  мультимедиа.

За 3 года работы по Программам учащимся было выдано 38 сертификатов («Пользователь ПК», «Оператор ПК», «Программист»), из них девять – с отличием.

В качестве эксперимента Николай Александрович начал обучение детей двух коррекционных классов школы №41 (3«Г» и 3«Д» классы). За год работы дети научились работать в офисных программах; через развивающие логические игры овладевают навыками работы на компьютере, легко ориентируются в Интернете, могут найти нужную информацию. Хорошо прослеживается рост развития детей, они стали дисциплинированными, ответственными, у них повысилась успеваемость в школе. 

В этом учебном году впервые был сделан набор учащихся 6-х классов. В 2012-2013 учебном году планируем начать обучение детей с 5-ого класса.

По результатам работы объединению «Компьютерный класс» был присвоен статус базовой школы «Будущее за ИКТ!».

По прогнозам этого учебного года 5 выпускников Центра планируют поступать в ВУЗы на специальности, соответствующие профилям их занятий в ЦДО (информатика и ИКТ, связи с общественностью, физкультура и спорт, изобразительная деятельность, история).

Успехи наших выпускников на пути социального и профессионального становления  – цель и результат деятельности педагогического коллектива.

Представленные в ходе сегодняшнего семинара занятия педагогов Центра позволят продемонстрировать на практике наработанный коллективом ЦДО «Дружба» программный, методический и кадровый потенциал по развитию у школьников социального и профессионального самоопределения.

директор МБОУДОД ЦДО «Дружба» (п.Новогорный)
Булаева Нэлля Ивановна
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.