Вы здесь

Озёрские школьники приняли участие в III Межрегиональном химическом турнире в Москве

-A A +A
Версия для печати

 

С 3 по 6 февраля 2017 года в стенах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прошёл III Межрегиональный химический турнир (МХТ). Он был организован химическим факультетом и факультетом  наук о материалах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а также национальным центром непрерывного естественнонаучного образования.

Последние пять лет на базе предметной лаборатории химии МБОУ «Лицей №39» города Озёрска осуществляется подготовка команд химических турниров.

В 2013 году две команды лицея №39 приняли активное участие в IV Открытом Турнире юных химиков Новосибирской области и в VIII  Всероссийском химическом турнире школьников в Санкт-Петербурге.

В 2014 году команда лицея №39 побывала  на IX  Всероссийском химическом турнире школьников в Санкт-Петербурге.

В 2015 году по инициативе учителей химии Ивановой Татьяны Николаевны и  Гудковой Натальи Александровны впервые была создана сборная команда лицеев №23 и №39 города Озёрска, которая приняла участие в V Московском химическом турнире. Широкий географический охват и большое количество желающих участвовать в турнире привели к необходимости изменить и расширить его формат. На церемонии закрытия организаторы официально объявили  V Московский химический турнир I Межрегиональным химическим турниром.

В 2016 году сборная команда лицеев №23 и №39 успешно участвовала во II Межрегиональном химическом турнире.

И, наконец, в 2017 году, преодолев сложнейшие отборочные испытания, команда «My little Полоний», состоящая из учеников лицея №23 (Вепрева Анастасия, Волегов Григорий) и лицея №39 (Смирнов Михаил - капитан команды), Сычёва Полина, Бурлаков Иван, Немченко Владислав), вместе со своими руководителями, вновь побывала на столь престижном интеллектуальном форуме школьников.

Химический турнир - это командное соревнование школьников, которое призвано формировать у старшеклассников творческий подход к решению научных проблем, это прекрасный способ почувствовать себя в роли учёного и изобретателя, пообщаться со студентами и преподавателями химических специальностей вузов, представителями науки и промышленности. Химический турнир помогает наладить сотрудничество между участниками, научными экспертами, представителями промышленных компаний и образовательными учреждениями. Подобное мероприятие способствует выявлению, поддержке и развитию наиболее талантливых, профессионально подготовленных и активных школьников. Турнир − это моделирование научной деятельности, работы научного коллектива и публичной защиты научных работ.

На турнире участники могут выполнять различные роли. Но основных - четыре:

1) докладчик – представляет решение задачи команды;

2) оппонент – представляет краткую характеристику решения, высказывает замечания к докладу или докладчику, ведёт дискуссию с докладчиком, делает вывод о степени решённости задачи;

3) рецензент – оценивает выступление докладчика и оппонента, а также отмечает основные недостатки доклада и оппонирования;

4) наблюдатель – имеет право  задавать вопросы.

При этом за один бой каждая команда оказывается в каждой из этих четырёх ролей. Во время участия в турнире происходит тесное общение со сверстниками, которые во время боев выступают в разных ролях. Школьники не только узнают что-то новое, но и учатся грамотно вести полемику, участвовать в дискуссиях. Безусловно, такое мероприятие пропагандирует научные знания среди школьников, а также создаёт условия для интеллектуального и творческого общения участников.

Формат встречи предполагает командное решение задач с подготовкой мультимедийных презентаций. Юные химики учатся составлять научные гипотезы и отстаивать их в процессе дискуссии, приобретают навыки публичных выступлений и работы в команде. Турнир направлен на привлечение школьников именно в химию, чтобы они понимали, на какое направление поступать в вуз. Интеллектуальное состязание проводится для тех, кто хочет по-настоящему познать химию не только через призму школьной программы.

Поставленные перед участниками задачи носят научно-прикладной характер, а их решение предполагает творческий подход. Зачастую задачи вообще не имеют решения!  В этом году III МХТ был посвящен теме «Химия и время». Вот примеры некоторых задач финала.

Задача «Химические часы»

Вы оказались в закрытом вентилируемом помещении без окон с искусственным освещением. У вас есть разумный набор реактивов (считаем таковыми те реактивы, которые производятся в количествах более 10 тонн в год) и стеклянного оборудования, но нет ни одного прибора, способного измерять время.

Предложите устройство, способное отмерять равные промежутки времени с помощью химической реакции. Опишите принцип их работы, укажите протекающие в устройстве химические реакции, а также оцените надежность и факторы, влияющие на продолжительность измеряемых промежутков времени

Задача «Яблоки»

Общеизвестно, что свежий срез яблока со временем меняет окраску. Предложите способ максимально замедлить или вовсе остановить этот процесс. Доступ воздуха к яблоку ограничивать запрещено, а сам способ должен быть основан на химических взаимодействиях. При возможности, продемонстрируйте свой метод на практике.

Задача «Античная посуда»

За столетия античная керамика нередко меняет свой цвет относительно исходного.

Выберите три состава древних красок, теряющих свой цвет со временем (на ваш выбор) и предложите способ вернуть эти цвета с помощью химических превращений. Учтите, что выбранные вами методы не должны разрушать само изделие или нанесённое изображение.

Задача «Как Мидас»

Античная Греция радует нас не только амфорами, но и мифами.

Царь Мидас превращал всё, к чему прикасался, в золото. Согласно мифам, он был крайне этому не рад, так как даже поесть ему если и удавалось, то только с очень большим трудом.

Придумайте способ убедить окружающих, что вы обладаете таким же даром. Способ, при возможности, должен "делать золотыми" не только твёрдые тела, но и жидкости.

Задача «Внеплановая осень»

Осенью листья многих деревьев изменяют окраску на жёлтую, оранжевую и красную.

Как можно запустить смену окраски летом?

Опишите цепочку биохимических реакций, которые будут со временем приводить к смене цвета.

Можно ли замедлить или обратить этот процесс осенью?

Попасть на турнир можно двумя способами – через региональные или заочные этапы! Они охватили свыше 3000 школьников в 8 федеральных округах  России. Региональные этапы прошли в 35 городах. По результатам отбора на финальный этап были приглашены 22 команды. К участию в заочном отборе  турнира зарегистрировалось ещё 190 команд  из  48 регионов России, Украины, Беларуси и Казахстана. Всего по результатам отборочных туров на финальный этап в Москву были приглашены 40 команд. Челябинскую область представляла команда из Озёрска. Наша команда попала на турнир через заочный отбор.

Озёрские школьники достойно представили свой регион, родные лицеи и своих учителей,  показали оригинальные решения, способность мыслить творчески и нестандартно.

Кроме турнира озёрская команда посетила Музей Землеведения МГУ.  Ребята услышали увлекательный рассказ о строении и происхождении Земли, о горных породах, минералах и полезных ископаемых, увидели наиболее яркие и показательные экспонаты. Приятным событием стала  для ребят встреча с выпускниками прошлых лет: выпускником лицея №39 2005 года, а ныне кандидатом химических наук, сотрудником МГУ Евдокимовым Павлом, выпускницей лицея №39 2015 года, в прошлом участницей МХТ, а ныне студенткой РХТУ Ниловой Еленой,  выпускником лицея №23 2015 года, а ныне студентом Высшего химического колледжа РАН Титченко Николаем.

 

Дата: 
10.02.2017
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.