Вы здесь

На юбилейный вечер Сергея Моисеева контрамарок не дают!

-A A +A
Версия для печати

Театральный сезон в Озерске закончился, но даже после его закрытия в театре драмы и комедии «Наш дом» состоится еще одно значимое событие. Грядет юбилейный вечер человека, чей вклад в культурную жизнь родного города огромен, а творческая биография полна побед и счастливых поворотов судьбы.

 

20 мая 18:30

«Сергей Моисеев – 10 юбилеев!»

Театральный комплимент

Поздравить с юбилеем известного в Озерске и далеко за его пределами композитора стремятся его многочисленные знакомые, друзья, поклонники и поклонницы, а также коллеги и сослуживцы не только из театра драмы и комедии «Наш дом», но и Домов культуры «Строитель» и «Маяк», Озерского музыкального колледжа – все, с кем в разные годы сводила судьба на длинном творческом пути.

Интерес к предстоящему мероприятию сопровождается многочисленными вопросами: «Где достать пригласительный?». Но юбиляр неумолим: «Никаких контрамарок!». И надо признать, он прав – в подготовку предстоящего праздника вложен большой труд и самого Сергея Леонидовича, и артистов театра «Наш дом». В содружестве с заслуженным артистом России Вохобжоном Азимовым задумана большая программа, в которую включены музыкальные номера из спектаклей, созданных при участии Сергея Моисеева.

С театром драмы и комедии «Наш дом» его связывают восемь лет продуктивного сотрудничества в должности заведующего музыкальной частью, а после – еще долгие годы совместного творчества. Всего – 50 (!) спектаклей для «Нашего дома»! Естественно, что в свете предстоящего Театрального комплимента, речь в этой публикации пойдет по большей части о театре, но прежде важно рассказать о том, с чего все начиналось…

С благословения Битлов

В озерский театр драмы Сергея Моисеева привели… Джон Леннон и Пол Маккартни. Не удивляйтесь, все так и было. В 1978 году молодой и рьяный, фанатеющий от Битлов музыкант, организовал собственный ансамбль и назвал его «Маклен», сложив первые два слога от имен легендарных звезд. И не прогадал: как лодку назовешь, так она и поплывет.

Ансамбль принес 10 лет звездного пути: лауреатство всевозможных конкурсов, 199 сольных концертов по городам и весям, включая далекое путешествие к строителям БАМа в составе делегации агитпоезда ЦК ВЛКСМ. Успех везде оглушительный, и дело даже не в четырех сотнях песен (включая запрещенные, на английском языке), составивших репертуар ансамбля за всю его историю. Прорыв состоял в креативности нового подхода, превращавшего каждый музыкальный номер в самостоятельное шоу со световым оформлением и каскадом спецэффектов: от слайд-шоу и мультипликации до взрывной пиротехники. Для маленького уральского городка это было очень даже ново, поэтому не удивительно, что «Маклен» разрывали всевозможными предложениями о выступлениях. Тем более, что увлеченные собственным творчеством, денег молодые музыканты за свои концерты не просили.

- Я свой ансамбль по крупицам собирал, - рассказывает Сергей Моисеев, - У каждого был индивидуальный костюм и собственный образ. Владимир Сергеевич Мусатов с нами по движению работал. Сами стробоскоп собрали – у нас он раньше, чем в театре появился, в городе такого еще и не видывал никто. Мы устраивали концерты с театрализованным действием и собственным ведущим. Нас никто не заставлял, сами к этому стремились, после основной работы репетировали ночи напролет. Нам нужен был уровень, и шли мы к этому все наши 10 лет. Лабуду ведь никто слушать не будет.

Бесконечный роман с театром

В один прекрасный день 1988 года увидел выступление «Маклена» и директор озерского театра драмы Павел Случанко. И взял на заметку.

- Пригласили нас в театр на праздничный вечер к 8 марта. Смотрим – начальство сидит, все такие разодетые. Ну, думаем, покажем мы вас сейчас. И музыкальную пьесу им сыграли – настоящее шоу со взрывом! После этого Павел Иванович пригласил наш ансамбль на работу в театр.

Обстоятельства сложились так, что из всего ансамбля в штат театра в итоге устроился лишь один Сергей Моисеев. И… началась совсем другая жизнь. Огромный мир. Иные люди, новая музыка, особенная профессия – все это открывало бескрайние горизонты. С «Макленом» пришлось проститься, но, судя по продолжительности романа Сергея с театром «Наш дом», оно того стоило.

- «Ох, и распесочили мой первый спектакль в театре! – смеется юбиляр, - Это была «Голова кругом». Камня на камне не осталось. Ужас. Кричали: «Принес тут нам в театр культуру ДК!». А я слушаю и не понимаю, чего я такое принес? Сижу как притихший мышонок, боюсь. Тогда главным режиссером был Виктор Зыков, он заступился, защитил.

Время такое было, обсуждения вообще были очень суровые, непримиримые. Помню, после одного из таких обсуждений московский режиссер Антонина Александровна Артюхевич с сердечным приступом домой уехала. Прямо живьем съедали!

Самое страшное, конечно, было на труппе, но и зрительские обсуждения давали жару. После каждой премьеры публика оставалась практически полностью и тоже критиковали: «Коганов за грудь потрогал Веру Ефимову! Скандал!». Объясняем, что это же не Коганов, а его персонаж так себя ведет. Куда там: «Я на этот спектакль своих детей не пущу!».

Последующие 8 лет молодой композитор безвылазно сидел в каморке без окон (студии звукозаписи), непрерывно курил и все работал, работал, живя от спектакля к спектаклю, взрослея, набираясь опыта…

- Бывало, я и ночевать в театре оставался, если, например, к утренней репетиции надо успеть, а я не могу сочинить и все тут. Ужасно, когда мучаешься, сочиняешь и понимаешь – не то! Перебираешь варианты до бесконечности, а потом – раз и получилось! Так и это еще не все, надо добиться, чтобы правильно звучало. Это ж как обычно: не получилось – плохой композитор, получилось – хороший исполнитель… 

Творческая усталость? Не бывает ее.

Восемь лет работы завмузом превратились в непрерывный поток спектаклей. Подбор музыкального оформления или сочинение оригинальной музыки, но каждая новая постановка уводила в свой мир, поэтому и о творческой усталости речи никогда не шло. Как известно, лучший отдых – смена деятельности. Пока проникаешься духом одного спектакля, от другого просто отключаешься.

- Мой принцип работы такой: прежде чем начинать работать над спектаклем, надо окунуться в его атмосферу, найти информацию, изучить эпоху и прочее. Когда «Леди Гамильтон» ставили, так я полез выяснять, а какая музыка была в ту эпоху? Указания автора есть, но этого слишком мало, тут еще до самых глубин, до сути докопаться надо. Это всегда очень интересно. При тогдашнем отсутствии интернета это было порой очень непросто, бывало, часами просиживал в библиотеке среди пыльных пластинок. И это не только с музыкой так, еще Шульман заставлял актеров: «Вы мне до сути докопайтесь, что стоит за каждой фразой?» Так и в музыке.

В том и заключается мастерство театрального композитора, в отличие, скажем, от эстрадной музыки, что здесь не просто песенки звучат. Каждый музыкальный номер должен быть прочно вписан в действие. Вот, например, образ Фальстафа в «Виндзорских насмешницах» – многоликий и многозначный. Тут никакой куплетной формой не обойдешься. Театральная музыка – крепость, которая завоевывается долгим и упорным трудом. Долго копался, разбирался, вслушивался – что же он хотел этим сказать? И вдруг нашел, озарение – эврика! Бывало, конечно, и такое, что музыкальные номера из спектаклей театра вдруг начинали жить своей жизнью, звучали в концертах самодеятельных коллективов, в школах. Даже в репертуаре Александра Великанова есть несколько таких песен, но зачастую театральная музыка неотделима от ткани спектакля.

Немыслима театральная музыка и без симфонического оркестра. Оркестр – искусство элитарное, а тандем симфонической музыки и театра пришел из далекой истории театрального искусства. Такая музыка подобна палитре красок – где-то один оттенок нужен, где-то другой, а, бывает, не обойтись без полного спектра, а иначе всю эмоциональную глубину образа, пьесы не охватить, выразить.

Проходят годы, сменяются главные режиссеры и театральные эпохи, но, по словам юбиляра, говорить о вершине по-прежнему рано. Профессия театрального композитора не предполагает финала, это, как и любое искусство, путь бесконечного развития.

- Совершенствуется только ремесло. Я этим занимаюсь практически всю жизнь, и разве я все знаю? Да нет, конечно. Еще учиться и учиться. Это вообще нельзя постигнуть до конца... Всегда сижу на репетициях и спектакле, слушаю свою музыку, стремясь понять главное – попал я ткань пьесы или нет? С Николаем Андреевичем Воложаниным был самый продуктивный, но и трудный этап. У него всегда было изобилие музыки в спектаклях, а я был противником этого. Сидим на прогонах и спорим: «Вот видите, говорю, много здесь музыки. И правда, отвечает, убираем. Или, наоборот, добавить надо, помочь артисту в длинном монологе. Это уже потом мы пришли к тому, что Николай Андреевич доверял мне настолько, что предлагал самому выбрать, где в спектакле будут музыкальные номера, и какие стихи для них подойдут». 

Любимчиков нет.

На вопрос о любимом или самом трудном спектакле Сергей Леонидович не смог ответить – все значимые. В личном архиве композитора бережно хранятся премьерные программки с памятными надписями от Виктора Зыкова, Виктора Шульмана, Николая Воложанина. Каждая из них – веха пройденного пути.

Даже из тех спектаклей, что отобраны для программы юбилейного вечера, Сергей Леонидович не может выделить «любимчиков». Принцип отбора здесь был совсем другим. «Провинциальная дебютантка» - русский водевиль, там все основано на русской классической музыке. «Виндзорские насмешницы» - английская, шотландская музыка, в «Валенсианских безумцах» играют испанские мотивы, а в «Хануме» царит грузинский национальный колорит. В каждом из спектаклей программы свои ритмы, мелодии, направления, ритмические, гармонические, мелодические особенности.  Замысел – показать весь спектр. Понимающие люди все это могут оценить.

- Традиции музыкальности в театре «Наш дом» всегда сохранялись. Здесь же и симфонический оркестр в свое время был, и оперетта. Насколько я понимаю, и сейчас в театре большинство спектаклей – музыкальные. Когда я служил в театре завмузом, мы многоголосьем пели акапельно, ни один драматический театр такого не мог! У нас почти все артисты были поющие. Помню у Шульмана в спектакле Елена Шибакина, Анна Столбовая и Лариса Азимова пели украинскую песню на три голоса. Так хорошо было! Ильина и Ильиным пели, Витя Поляков. Один из любимых моих моментов – песня в спектакле «Три супруги – совершенства» в исполнении Вохобжона Азимова. Уж больно хорош он там был.

Звукачи в театре всегда были прекрасные. Люленков, например, был настоящий мастер своего дела, очень преданный театру. Так и надо. Театру надо отдавать все, что у тебя есть. Иначе ничего не получится. Вот у меня, видишь, что случилось: ансамбль свой потерял, семью потерял, а что я там заработал? Деньги что ли большие имел? Половину спектаклей вообще бесплатно написал для театра.

Такова судьба каждого человека, осмелившегося связать свою жизнь с театром. Жизнь, полная смысла и творчества, творческих и человеческих терзаний, провалов и побед. В театре не работают – театру служат. И даже уходя из театра, все равно продолжают им жить. Поэтому предстоящий Театральный комплимент от театра драмы и комедии «Наш дом» – событие особенное.

- Волнуюсь ужасно, - делится переживаниями юбиляр, - Никогда ничего не боялся, с меня все пример брали. На экзамене ни одной ошибки делать нельзя, а я куролесил и даже глазом не моргал, с таким видом, будто так и надо. Может это интерпретация такая! А тут страшно. Размахнулись мы с Вохобжоном на огромную программу, а ведь не так это легко – восстановить, хотя и проверенное временем, но все же давнее прошлое. Надеюсь, что оно того стоит. И актерам, и поклонникам театра будет приятно вспомнить давние моменты своей жизни. И, может быть, защемит в груди… Эх, верни мне молодость! Мне вот исполняется 60 лет – вроде много успел, но пролетело все так незаметно, как один день.

Подготовила Юлия Клепикова

 

Дата: 
18.05.2017
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.