Вы здесь
Панельная дискуссия как эффективная форма профессионального общения педагогов
30 ноября 2018 г. в рамках стажерской практики педагогов Озерского городского округа состоялась панельная дискуссия «Метапредметность как основа современного урока». Панельная дискуссия – это открытый тип обсуждения кокой-либо проблемы между приглашенными экспертами и участниками форума.
Открывая дискуссию, модератор Полубехина Наталия Алексеевна, старший инспектор Управления образования администрации Озерского городского округа, отметила, что мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных в школе, а все потому, что мы, педагоги, в течение многих лет преподаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Поэтому внедрение метапредметного подхода в школьное образование является на сегодняшний день острой необходимостью. В чем именно состоит суть метапредметного подхода? Как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметности? Вот не полный перечень вопросов, предложенных для дискуссии.
Педагогическое сообщество активно включилось в обсуждение.
О реализации метапредметного подхода в начальной школе рассказала Щербакова Ю.Р., учитель начальных классов МБОУ СОШ №24. Юлия Равилевна отметила, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. К такому методу относят проектное обучение, позволяющее соединять в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности младшего школьника, раскрывать, развивать, реализовывать творческий потенциал личности.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, т.е. метапредметные результаты обучения.
Комарова Наталья Алексеевна, учитель математики МБОУ СОШ №32, согласилась с Юлией Равилевной и продолжила дискуссию по теме «Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся на уроке математики». Наталья Алексеевна в своей педагогической практике сделала акцент на активное включение школьников в проектную и исследовательскую деятельность как на уроке, так и во внеурочной деятельности, потому что проектные или исследовательские задачи учат детей увидеть проблему, поставить цель, разработать план, проанализировать свою работу, сделать выводы. Такие задания позволяют развивать важные метапредметные умения: умение учиться, умение жить вместе; показывают связь математики с жизнью, что на самом деле обуславливает усиление мотивации к изучению данного предмета.
Переняла эстафетную палочку Туранина Светлана Кимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СКОШ №36 III-IVвидов, которая поделилась своей «болью» по вопросу «Метапредметный подход как средство преодоления разобщенности различных учебных дисциплин». Опыт участия педагога в проведении устного собеседования по русскому языку в 9 классе показал, что этот экзамен в полной мере реализует метапредметный подход в обучении. Цель итогового собеседования – оценить уровень подготовки обучающихся по разделу «Говорение», проверить коммуникативную компетенцию обучающихся основной школы. Одно из заданий собеседования - выразительное чтение незнакомого текста. Содержание текстов научно-публицистического стиля касается всех сторон образования обучающегося, они о выдающихся людях России, их биографиях, заслугах, достижениях, что преследует важные воспитательные и познавательные цели. Знакомство с деятельностью путешественников, математиков, спортсменов, физиков, режиссеров, биологов и т.д. никогда не входило в программу курса русского языка или литературы. На экзамене филологи столкнулись с тем, что ученик не знает название географических объектов, исторических событий, первый раз слышит научные термины, встречающиеся в тексте, он не может даже их прочитать без ошибок.
На сегодняшний момент, как считает Светлана Кимовна, устное собеседование объединяет всех участников образовательной деятельности, стимулируя на каждом предмете реализовывать метапредметный подход.
В конце своего выступления, Туранина С.К. от имени ГМО учителей русского языка и литературы внесла предложения для коллег-предметников:
- ежегодно проверять технику чтения в начале и в конце года в 5- 9 классах на текстах научного характера;
- всем ШМО включить в единую структуру урока такие обязательные элементы, как
- смысловое выразительное чтение текста вслух, пересказ текста по плану, развернутый ответ на вопрос проблемного характера (письменно), работа с иллюстративным материалом (описание, рассказ), терминологический диктант;
- ввести тематические словарные диктанты на уроках естественно - научных дисциплин;
- вернуть в школьную практику устные зачеты и экзамены;
- психологам составить памятки для родителей и обучающихся по преодолению тревожности во время экзаменов, проводить психологические тренинги для выпускников;
- классным руководителям, педагогам вести с родителями разъяснительную работу о необходимости развития у детей коммуникативных навыков (больше разговаривать с детьми, обсуждать, размышлять).
Данные предложения были поддержаны педагогической общественностью.
Подводя итог мероприятию, хочется отметить, что панельная дискуссия состоялась на высоком организационно-методическом уровне и зарекомендовала себя как новая, интересная и эффективная форма профессионального общения педагогов.
Презентация «Метапредметность как основа современного урока»
Яна Геннадьевна Хворостова,
заместитель директора МБОУ СКОШ №36,
руководитель ГМО учителей географии