Вы здесь
Советники по воспитанию: взгляд из Артека
С января 2021 года Озерский городской округ вошел в число пилотных муниципальных районов по реализации нового национального проекта по патриотическому воспитанию в рамках национального проекта «Образование».
Первым этапом в реализации данного проекта стал Всероссийский конкурс «Навигаторы детства» на кандидатуры советников по воспитанию в школах, включавший в себя отправку портфолио, видеоэссе, тестирование и персональное собеседование.
Победители данного конкурса получили возможность обучения лучшим воспитательным практикам в международном детском центре «Артек».
И первыми на очную сессию с 23 по 29 марта отправились в Артек педагоги, которым предстоит курировать деятельность советников по воспитанию на уровне муниципалитетов с сентября 2021 года.
В числе делегации от Челябинской области наш город Озерск представляла я, Олеся Валентиновна Волоковых, педагог-организатор ДТДиМ, председатель местного отделения РДШ.
Конечно, сам Артек наполнил всех нас самыми разными эмоциями и впечатлениями, о которых можно говорить много, но сейчас, спустя две недели после поездки, уже в состоянии осознанности хочется поделиться главными инсайтами и выводами с теми, кому это действительно интересно и важно.
Итак, благодаря плотному общению с вожатыми, многолетними практиками, а также лекциям от методистов и руководителей Артека, удалось прочувствовать и понять следующее:
- ЦЕННОСТЬ данного места для всех, кто в нем находится; за 5 дней работники Артека смогли вовлечь нас, приезжих, в свою атмосферу, помогли легко принять ценности лагеря, выучить кричалки, позывные, которые останутся навсегда теперь в нашей памяти, смогли сделать так, чтобы мы прониклись их историей, полюбили ее и стали сопричастными к этому действу;
- ЗНАЧИМОСТЬ создания атмосферы дружелюбия для формирования единого коммуникативного пространства; свойственная Артеку повышенная позитивная эмоциональность позволила в короткие сроки расположить друг к другу даже нас, взрослых людей, со всеми нашими бережно охраняемыми «тараканами в голове». Что у ж тут говорить о детях!
- главное отличие качественной воспитательной работы в том, что она наполнена НЕ многочисленными «мероприятиями» (от словосочетания «принимать меры»», что уместней, когда что-то случилось), а состоит из СО-бытий (совместное бытие детей и взрослых в общей объединяющей деятельности) и Дел (от глагола «делать»).
- успех воспитательной деятельности в образовательной организации определяется степенью слаженности команды, реализующей эту деятельность, и единством ее взглядов на основной подход к решению этого вопроса. В качестве иллюстрации к этому инсайту был представленный административный тандем директора школы в «Артеке» и его заместителя. Мы увидели такую школу и такой подход руководства в процессе воспитания, при котором неизбежно развитие гармоничных личностей.
Именно эти представители руководства школы с большим энтузиазмом ждут в своей образовательной организации человека, который станет советником по воспитанию и вольется в их дружную команду как грамотный посредник между всеми участниками воспитательной деятельности.
Подводя итог, хочется сказать, что Артек подтвердил истину о том, что по-настоящему воспитывают не столько слова, сколько обстановка, поступки и ситуации, которые мы проживаем, те эмоциональные истории, которые навсегда оставляют след в наших сердцах.
Что ж, будем стремиться с нашей пилотной командой советников Озерска стремиться именно к такой воспитательной истории.
Олеся Волоковых, педагог-организатор
Фото из личного архива и из группы «Артек» ВКонтакте