Вы здесь

Культурные люди: удивительное Средневековье

-A A +A
Версия для печати

Дни становятся все теплее, на улице, что и говорить, настоящая весна, а значит настало время второй игры «Культурные люди», которая с успехом прошла в Лофт-центре с 14-го по 17-е марта. Здорово, что нам не помешала даже совпавшая с серией игр защита индивидуальных проектов в 7-х классах школ и лицеев города: увлеченные историей культуры семиклассники Озёрска в отличном настроении вступили в долгожданный (прошлая серия игр «Культурные люди» была проведена в ноябре 2022 года) интеллектуальный бой.

На этот раз игра была посвящена истории культуры Средних веков. И, казалось бы, как солнечными и яркими весенними деньками может быть интересно играть на тему о «темных веках» Западной и Центральной Европы — одном из самых загадочных периодов культурной истории? На самом деле, ребята уже при подготовке выяснили, что и этот период невероятно интересен!

7 команд — постоянных участников подобных интеллектуально-познавательных проектов (эти ребята — неизменные участники и победители «Перемешек», участники и призеры игры «Культурные люди: Древняя Греция»), по традиции придумав веселые, вполне в стиле Средневековья названия, такие как «Феодалы с сюрпризом», «Средневековые барды», «Средневековый эпос» и т.д., дружно выбирали на игровом поле вопросы разной сложности, скрывающиеся за загадочными словами и словосочетаниями «Интеллектуалы», «Звучащая эпоха», «Человек-оркестр», «Любовь к чудесам», «Пространство свободы», «Без страха и упрека» и многими другими (всего на игровом поле 20 вопросов), отвечали на блицы «История и персоналии», «Средневековый город», «Архитектура и искусство», «Повседневность», играли в так называемые «активности» — решали филворд об изобретениях, предполагали, с каких предметов начиналось университетское образование, а какими продолжалось, распределяли по стилям архитектурные памятники эпохи и их интерьеры — замечательно проводили досуг, узнавая при этом много интересных фактов о Средних веках.

За правильный ответ на теоретические вопросы ребята могли получить от 1 до 3 баллов. Тактику все команды избрали абсолютно разную — кто-то смело открывал «сложные» вопросы (3 балла) и вопросы «средней сложности» (2 балла), кто-то прекрасно и много отвечал на «простые» (1 балл), которые без качественной подготовки в общем-то тоже бы не поддались игрокам. Всего за игру участники могли выбрать пять теоретических вопросов, а также попытаться ответить на неотвеченные вопросы команд-соперников.

Легко отвечали юные знатоки культуры Средневековья на вопросы об архитектуре, безошибочно определяя романский или готический стиль по описанию. Несложным оказался для ребят вопрос о средневековом досуге и карнавале, о жонглерах и шпильманах (наш аналог — скоморохи), о главном языке образованного европейского Средневековья — латыни, о городских ремесленных школах, о добродетелях рыцарей, о «шедевре», без изготовления которого подмастерье не мог стать мастером.

Сложнее оказались для игроков вопросы о средневековом театре, а также об «изобретателе» нотного письма Гвидо д'Ареццо — лишь несколько команд дали правильный ответ. Невероятно сложными для семиклассников стали вопросы о трубадурах и миннезингерах, о бродячих поэтах-вагантах, о героическом эпосе. За серию игр на эти вопросы ни разу не прозвучал полный и, главное, верный ответ. Некоторые «лёгкие» вопросы ни разу не были выбраны игроками: тактика есть тактика — все хотели заработать максимальное количество баллов. В итоге блестящую теоретическую подготовку продемонстрировали команды школы № 25 (10 баллов) и лицея № 23 (7 баллов).
Блицы от ведущей, всего за игру можно было выбрать два, позволили ребятам продемонстрировать общий кругозор, применить знания, полученные не только при подготовке к игре, но также усвоенные в рамках школьной программы, и, конечно, смекалку — на некоторые из вопросов ребята прекрасно отвечали, основываясь на остроумных догадках. Так, например, несколько команд вспомнили, отвечая на вопросы блица от ведущей, о знаменитом средневековом путешественнике Марко Поло, уверенно предположили, что дороги средневекового города ведут к храму, площади или фонтану, то есть к центру, ведь все это располагалось именно в центре городов, интересно отвечали на вопрос о применении этих самых фонтанов, утверждая, что они несли не только декоративную функцию — из фонтана можно было пить воду, уверенно говорили ребята. Интересных и забавных рассуждений было очень много! Среди лидеров блиц-раундов команды школ № 25, № 32, № 27 и лицея № 23 (результат от 6 до 7 баллов).

Командные активности, которые за игру можно выбрать три раза, могли принести ребятам от 5 до 8 баллов каждый. Здесь игрокам потребовались знание особенностей романского и готического архитектурных стилей, умение быстро решать филворды и точное знание изобретений Средних веков. Лидерами «активностей» стали игроки школ № 32 и № 27, набрав по 19 баллов. Результат остальных команд чуть меньше — 16-17 баллов.

В целом юные интеллектуалы сыграли кто-то весьма неплохо, а кто-то просто замечательно! Во многом это связано с тем, что ребятам уже прекрасно знакома механика игры, а в ценности качественной предварительной подготовки уже никто не сомневается. Разница между строчками турнирной таблицы небольшая — всего 2 балла.

Диплом за участие на этот раз у невероятно веселой команды школы № 30 (педагог О.И. Карачева): ребята пришли в Лофт явно не за победой, а, скорее, чтобы здорово и продуктивно провести свободное время. Это им удалось! Бронзовыми призёрами стали сплоченные команды школ № 29 (педагог Е.А. Ляхова) и № 36 (педагог И.Ю. Городничева). Серебряную строчку заняли позитивные, улыбчивые игроки команд школы № 27 (педагог О.А. Баженова), № 32 (педагог Ю.Л. Федорович) и лицея № 23 (педагоги Н.П. Понамарева, Е.В. Витомскова). Абсолютным победителем серии стала самая малочисленная, но весьма дружная и слаженная команда школы № 25 (педагог Н.В. Афанасенко).

Вне общего конкурса без предварительной подготовки в игре приняла участие также смешанная команда юнкоров студии учебного телевидения ДТДиМ (педагог З.А. Загуляева). Они набрали 30 баллов, став серебряными призёрами.

Такова турнирная таблица, и я от всей души поздравляю победителей и призеров! Но разве баллы — главное? Добрая и дружная атмосфера, замечательная средневековая музыкальная подборка от нашего бессменного звукорежиссёра и рефери Александра Шереметьева, игровой азарт, улыбки, удивление и восторг любознаек, которые задавали множество вопросов ведущей, демонстрируя настоящий интерес к очередному периоду истории культуры, аплодисменты, благодарность за игру от ребят и педагогов, поддерживающих в подростках тягу к знаниям и командному досугу, трепетно переживающих за своих семиклашек, — все это неотъемлемая часть интеллектуально-познавательного проекта «Культурные люди». Проекта, который по-настоящему нравится детям. Проекта, который не только даёт им шанс продемонстрировать отличную командную игру, но также становится площадкой личной реализации. Проекта, который ненарочито пополняет копилку общекультурных знаний, учит ценить, уважать историю культуры разных стран, находить доброе даже в таком пасмурном, каким отчасти небезосновательно считается Средневековье, отрезке мировой истории. Все это невероятной теплотой отдается в сердце. И значит проекту «Культурные люди» непременно быть! До новых встреч в Лофте!

Зоя Загуляева, автор и ведущая игры

 
Дата: 
21.03.2023
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.